Если скрестить осла и кобылу, то родится – мул. Сильное и выносливое животное, на котором можно перевозить грузы, запрягать в упряжку и преодолевать огромные расстояния даже в горной, сложной для остальных животных местности. Если скрестить рожь и пшеницу, то вырастит – тритикале. Морозостойкий злак, позволяющий нам вдоволь есть хлеб даже суровой зимой. А что получится, если соединить тактическую стратегию и боевик от первого лица? Будет это интересно, вкусно, необычно или гибрид родиться больным, протянет пару месяцев и помрет?
Ох уж эти тропики
Я никогда не был в джунглях, но уже решительно туда не хочу. Канал Discovery и компьютерные игры отбили всякое желание. По телевизору постоянно рассказывают о пираньях в реках, крокодилах на берегу и змеях, где только можно. Правда, если идти по протоптанным дорожкам и с хорошим провожатым, то можно не сильно опасаться встречи с агрессивной живой природой. Вот только какой гид сможет вас уверить, что туристическая поездка не прервется десантом американских войск и последующей кровавой баней с участием террористов, морпехов, инопланетян, тех самых крокодилов, шаманских кланов и обезумевших русских?
В общем, здесь можно было бы использовать заезженную шутку о том, что если бы каждый раз, когда выходила игра про американцев в джунглях мне бы давали доллар, я бы уже сам давно стал начальником всех американцев.
Как вы уже, наверное, догадались, Raven Squad начинается как раз с высадки бравых бойцов звезднополосатого флага в страну пальм, лиан и крокодилов. Что опять не так в этих богом забытых местах – решительно неважно. Главное, что кругом много нехороших парней и всем им надо всыпать или, как любят говорить сами американцы, надрать задницы. Так и запишем – сюжет о том, как морпехи дерут задницы аборигенам в джунглях. Все остальное дешевка, и переводить на это буквы жалко.
Теперь несколько слов о главных героях. Изначально их три. Но дальше, как известно, больше. А потому вскоре штат спасителей мира разрастется. Сюжету, правда, от этого ни холодно, ни жарко. Почти что все персонажи развлекают вас лишь непрекращающимся галдежом во время битвы: «Противник упал!», «Отличный выстрел», «Враг на десять часов» и так каждую секунду, снова, снова и снова.
И только лишь самый главный «надиратель» болтает еще и по делу. Он то свяжется с командованием, то пообщается с бойцами, то в ролике постарается разузнать у аборигена, где находится важный секретный объект. Хочется ли это слушать? Нет. Сюжет ведь откровенно вторичный и бредовый. Уверен, если вы выключите колонки и сами постараетесь переозвучить все ролики, то получится гораздо интереснее. Откройте в себе сценариста.
Правила селекции
Ладно, забыли о сюжете. Похвалим разработчиков, они сделали в роликах отличную вещицу – позволили отключать их. Хочется прям несколько баллов за это накинуть, но перейдем лучше к основной особенности игры.
Raven Squad состоит из двух режимов. Первый – это довольно стандартный командный боевик от первого лица. Мы управляем одним бойцом из отряда и можем мгновенно переключаться на любого другого. Причем если отрядов несколько, то нам разрешено менять и их.
Солдаты отличаются друг от друга типом вооружения. Один бегает с АК и может использовать пулемет. Другой носит дробовик и, если надо, палит из ракетницы, третий способен стрелять из пистолета-пулемета и кидать световые гранаты. У остальных тоже есть какие-то уникальности. Впрочем, менять героев, на самом-то деле, смысла нет. Вы легко убьете всех противников и из «Калашникова». Остальные пушки не понадобятся.
Вдобавок, в Raven Squad, напарники не просто повышают чувство собственного величия главного героя, при девушках именуя его «сэр». Они еще – о боги – убивают врагов. Да-да, наша братия способна надирать задницы без нас. Вот такие они суровые.
Впрочем, перед нами все же гибрид тактической стратегии и боевика. А потому как только мы нажмем на клавишу «пробел» (да, прыгать наши солдаты не могут, они способны без отдыха бегать часами, выживают после взрыва гранаты, терпят попадания дюжины пуль в грудь, но прыгать – увольте, чай не кенгуру), как камера вырывается из глаз бойца и летит куда-то вверх. Теперь перед нами уже этакая тактическая стратегия на манер «В тылу врага». Мы можем разглядеть всю карту, понаблюдать за противником, изучить, где он стоит и что делает. В джунглях всегда солнечно, ни о каких туманах войны здесь и слыхом не слышали.
В тактическом режиме мы делаем то же, что и в сотнях других игр жанра. Двигаем солдат, прячем их за укрытиями, пускаем отряды с разных сторон и приказываем изничтожить врага. Наши подопечные, в принципе, четко выполняют команды, быстро сметают противника и во всем беспрекословно слушаются – даже если прикажем бежать под пулеметным огнем, все точно исполнят и не подумают устранить неприятеля. Смышленые ребята.
Ну а теперь самое интересное. Что же все-таки получается, если соединить эти два режима вместе. Порой от этого играть становится чертовски интересно. Вы отправляете бойцов в атаку, приказываете спрятаться им за дом, а сами смотрите, где противники. Теперь одну группу пускаете вперед, а сами выбираете другую и быстро переключаетесь в вид от первого лица, дабы прикрыть напарников. Выбегаете, стреляете врагам в спину, резко опять смотрите на карту, видите, что неприятели заходят справа, опять вселяетесь в одного из бойцов, бежите в атаку, просите поддержки у отряда союзников, опять прыгаете под облака и осматриваете поля боя – где можно укрыться от пулемета, как лучше спрятать солдат, как окружить разгневанных аборигенов?
Бодренько, необычно. Сразу, вроде бы, управляете и одним солдатом, и группкой. Что-то зависит от вас как от полководца, как от тактика, но и как боец вы можете дел натворить – сами десятерых перестреляете, и тем самым выручите всю команду. Причем «смена жанра» происходит очень быстро и действительно красиво. Динамика действия только от этого усиливается.
Выживет ли гибрид?
Однако же ж… Все эти ухищрения кажутся какой-то детской прихотью и, на самом-то деле, бесполезны. Можно бегать с видом от первого лица – и вы пройдете миссию. Можно командовать в тактическом режиме – и вы одолеете неприятеля. Причем оба режима выполнены куцо и бездарно.
Когда я в первый раз выпустил в противника, стоящего в метрах пяти от меня, двадцать патронов из «Калашникова» и ни разу не попал, то подумал, будто это случайность и проблемы с оружием. Когда нечто подобное произошло во второй раз, в голове засела мысль о божественном вмешательстве и священном Знаке, что, де, пора заканчивать карьеру надирателя задниц, ибо все люди братья и любить нужно каждого, пускай он даже живет в джунглях и этим уже неимоверно раздражает.
Ко второму дню игры, когда я изрешетил уже все пальмы, перебил, наверное, всю живность в округе, но попадал по людям совершенно случайно (и то, наверное, просто потому, что пулям уже некуда было лететь кроме как в цель), стало все ясно – боженька оставил американцев.
Доходит до смешного – смотрим в оптический прицел, наводим противнику точно в голову – выстрел. Мимо. Опять повторяем попытку, делаем все неспешно, медленно – выстрел. Мимо. Со злости начинаем палить уже не одиночными, а целыми сериями. Опять мимо! Плюем, ругаемся матом, бежим в атаку и просто тупо даем очередь на бегу противнику в бошку. Попали. Аррргх!
Так что если ваш сосед орет: «Да твою мать же, сдохни, черт возьми, сколько же можно!» – это не семейная разборка и не желание поскорее получить наследство. Играет человек, он просто один из отряда «Воронов»…
Приловчиться, конечно, к этому управлению тоже можно. Но, господа, зачем себя насиловать? Стоит лишь включить тактический режим и тупо отправлять солдат в бой, как они сами замочат противника. Уровни проходятся буквально за пятнадцать минут. Бег-стрельба-стрельба-бег – какая, простите, тактика и зачем? Все равно здесь ее практически и нет. Можно лишь прятаться за укрытиями и пускать отряды в разные стороны. Это первые десять минут весело, а потом начинаешь тосковать по «В тылу врага», где движок позволяет солдатам не только бегать, стрелять и – внимание – приседать…
Какой-то он бледный, наверное, больной…
Тоску наводят и ненавистные джунгли. Мы уже видели Crysis, играли в Far Cry, и знаем, что десять тысяч одинаковых пальм, коричневая однотонная земля и сотня деревянных домишек – это не джунгли. Это больная фантазия разработчика с крохотным бюджетом. Стоит только посмотреть на все это, как сразу понимаешь – перед нами низший сорт. Я ничего не читал о Raven Squad, не знал еще, в чем фишка проекта, не подозревал – шедевр передо мной или проходняк, но стоило только увидеть растительность, как все стало точно ясно. Игра будет безликой, с пустым сюжетом, но в котором наверняка есть какая-нибудь близкая американцам история, чтобы хоть как-то это чудо продать, ну и обязательно увижу фишку, скорее всего, тупую и неинтересную. Ну а сам игровой процесс – однотипный, с постоянным убийством всего и вся и без каких-либо находок.
Ошибся в одном – фишка интересная, сочная. Остальное – серо, убого, безлико. Достойный наполнитель корзины.
Рецензия моя. Взята с портала