VR Oculus Rift CV1. Опыт домашнего использования
Уже шестой месяц являюсь обладателем очков виртуальной реальности
Думаю, стоит описать этот свой первый опыт. Просто представьте: сначала идет погружение во тьму и тишину. У DK2 была практически полная светоизоляция, я не мог даже подсмотреть за происходящим вокруг в маленькую щелочку, на сколько помню. Слышать окружение тоже не мог - наушники дали подходящие. Это было похоже на момент, когда в зале шикарного кинотеатра выключается свет, все затихают, и ожидаешь, что вот-вот загорится экран и звук проберет до костей. И вот - ослепительная вспышка света, и я в Виртуальной реальности! Простая демка. Сижу на аттракционе, слева и справа со мной на качелях сидят какие-то низкополигональные страшненькие девушки — такие, что я поспешил увести взгляд вперед и начал осматривать чуть менее страшненькие окрестности... ничего выдающегося в самой демке не было, но ощущение объема всего вокруг было потрясающим! Никакого сравнения с 3D-телевизорами. Настоящее 3D в VR - оно было кругом! Даже фокусировка зрения меняется, когда смотришь поочередно на отдаленные и близкие объекты, как в реальности - и все они воспринимаются в десять раз реальнее, чем на плоском экране, даже с тем ужасным качеством моделей и текстур, которое предлагала демка. Не говоря уже о том, что в VR осматриваешься вокруг как в реальном мире, крутя головой. Когда качели начали двигаться, честно говоря, вдруг стало даже немного страшно. Хотя на экране монитора я во что только ни играл и чего только ни видел, даже постоянное изменение ориентации в пространстве не были для меня в диковинку (Prey, Alien vs Predator). Но в вирте погружение было слишком мощным. Я начал сопротивляться... и буквально через 20-30 секунд, ни смотря ни на что, эти очки полностью обманули мой мозг — земля под ногами начала уходить!
И вот целый год я высматривал новости про VR, представлял как с этим можно играть в RPG и шутеры. Даже в стратегии (и такие игры ожидаются). Скопил денег, дождался новогодних праздников, придушил жабу, которая пыталась сделать тоже самое со мной - и взял себе Oculus Rift CV1. Правда, пока без мнипуляторов, которые добавили бы к стоимости еще 25% Но благо в комплекте идет геймпад от Xbox и его пока хватает. Так что я наконец могу поделиться домашним опытом использования очков в течении нескольких месяцев.
Вы уже наверняка видели «Анбоксинги» и обзоры этих очков, представляете внешний вид и их официальный магазин, я расскажу каков Oculus Rift при продолжительном использовании.
Начну с плохого. В основном потому, что именно с проблемами сталкивается пользователь таких VR-очков, когда заканчивается достаточно простая настройка и всевозможные официальные демонстрации. Прежде всего становится заметно, что изображение все-таки далеко от идеала. У очков низкое разрешение экранов. Я точно знаю, что в CV1 и HTC Vive самое лучшее качество изображения, какое сейчас можно увидеть в пользовательских VR-шлемах, но даже его не хватает. Не для всех это происходит сразу, но начинает бросаться в глаза «сеточка» из пикселей. Особенно недостает четкости прорисовки на отдаленных объектах. В некоторых играх это может быть критично. Например для меня это стало критичным в Elite Dangerous - именно в этой игре недостаток сильно заметен из-за огромного количества интерфейса и тонких линий (условных обозначений орбит например), а также из-за больших расстояний. Чтобы понять, как примерно это выглядит - вы можете просто попробовать запустить Elite Dangerous на современном FullHD-мониторе, диагональю скажем 27”, выставив ополовиненное разрешение 960на540 в полноэкранном режиме. Таким образом картинка получается либо слишком пестрой и рябой (с алиасингом), либо слишком мутной, замыленной (с кривыми технологиями сглаживания). По той же причине сложно было бы играть к примеру в ArmA – где нужно выцеливать противника за километр, когда тот даже на хорошем мониторе порой выглядит как кучка пикселей. Эту ситуацию можно поправить качественным сглаживанием, либо с помощью DSR-технологии от Nvidia, увеличив разрешение до 200%, но тогда многие современные игры затребуют что-нибудь типа GTX 1080 в системном блоке (проблема производительности тоже есть).
Качественное сглаживание в этих многих современных играх просто не поддерживается — если на мониторе это замыливание еще можно воспринимать нормально, то в VR точно нет. А разработчики привыкли использовать не слишком требовательные, но визуально совершенно убогие (ИМХО) технологии типа FXAA и TAA.
И, к сожалению, эта проблема пока не решаема — в дальнейшем придется покупать новые VR-очки, с другими экранами, где будет большая плотность пикселей (есть небольшая вероятность, что позволят обновить старые, но вряд ли у нас в России это будет просто). Приходится только смириться и получать удовольствие от того, что есть сейчас — но на самом деле это совсем не сложно. Я просто никак не мог не написать про низкое разрешение, но отбраковывать все доступные версии VR-очков только из-за недостатка разрешения было бы совсем не правильно. Ведь играли же мы как-то раньше на квадратных мониторах с разрешением ниже HD — и ничего, было здорово. ; ) Так же и с очками. К тому же в играх, которые изначально делаются под VR, дела обстоят лучше. Их разработчики стараются сделать картинку максимально четкой именно для VR. Эта проблема не сильно мешает играть в большинство игр (выше описаны скорее исключения). Не сильно мешает даже смотреть кино! Мешает другая. По-началу...
Временно опустим сарказм хейтеров VR о том, что «Конечно же мешает не разрешение - мешает скорее отсутствие самих игр!» - есть более реальная проблема, которая сейчас всех отпугивает. Расскажу об укачивании. Да, это ужасно. Ощущение повышенной температуры, тяжести и головокружения... в общем, если вас когда-нибудь сильно укачивало на корабле или на машине — вы знаете. Если нет — узнаете в VR-очках, потому как они видимо ломают вестибулярный аппарат даже тех людей, которые никогда с подобным не сталкивались. Тут уже не понадобится ждать новой версии устройства (сомневаюсь, что там что-нибудь серьезно улучшат в этом плане). Укачивание - это серьезная отдельная проблема VR-очков вообще (любых и даже в 60fps). Но, на сколько я могу судить, в итоге полностью дело привычки. :)
Кажется, меня начало в целом гораздо меньше укачивать когда я один единственный раз принял таблетку драмины (Можете посмеяться, конечно, но это то же самое укачивание, что на корабле или в машине — лекарство таки помогает! :Р ) Я тогда просидел в окулусе чуть больше часа в War Thunder и The Vanishing of Ethan Carter, перемещаясь, само собой, не телепортацией, а привычным способом. Заметил также, что гораздо меньше укачивает, когда сидишь, держа руки на клавиатуре и мыши (и, собственно, играя с их помощью).
Со временем укачивать перестало совсем, безо всяких больше таблеток и даже стоя и без клава-мыши. Последний раз я без какого-либо дискомфорта просидел в Окулусе полтора часа, проходя Метро 2033 (об этом ниже) с геймпадом от Xbox. Также уже никакого дискомфорта не ощущаю, когда отстреливаю врагов, с дикой скоростью носясь по уровням таких шутеров как Serios Sam, Quake и Doom. То есть просто привык! Привычка пришла спустя примерно 10 часов, проведенных в окулусе. Частично за просмотром фильмов. Так или иначе эта проблема — проблема первого опыта, непривычки, не более.
Ну и последние технические недостатки очков — плохо вентилируемое пространство внутри, между глазами и линзами (очки, между прочим, нагреваются и линзы иногда запотевают). И провод (У Окулус он один). Впрочем, последнее все-таки уже совсем терпимо.
-Не бойтесь попасть в такую ситуацию! В наших квартирах вас раньше остановит предмет мебели или окно. )
Нет, правда, этот один провод не так уж сильно мешает, я спокойно крутился стоя на месте, осматриваясь в вирте как мне было угодно. Просто стоит помнить, что если прокрутился на месте на 360 в одну сторону - второй раз стоит крутиться уже в обратную...
Перейдем к главному — таки вернусь к проблеме нехватки игр. Вы, скорее всего, читали, что игр под VR до сих пор очень мало. Это почти правда. В официальном магазине Oculus среди игр с родной поддержкой VR - в основном одни демонстрации. Красивые, впечатляющие, но это не игры. В официальном магазине вообще нет чуть ли ни одной настоящей игры, разве что аркада
И искал я их в основном в стиме, поскольку магазин Окулуса может вытащить из вас больше денег, чем вы выложили за сами очки. В магазине стима игры найти можно. В основном такие как The Solus Project или ADRIFT. Красиво и удобно в VR, но для большинства людей скучно. Просто бродишь и осматриваешься, решаешь какие-то головоломки с минимальной интерактивностью в виртуальном мире. Могу также отметить The Vanishing of Ethan Carter (В VR она смотрится определенно впечатляюще, но игровой процесс это не улучшает). Беда в том, что если в игре есть только красивые пейзажи — со временем начинаешь всё больше обращать внимание на низкое разрешение самого Окулуса. Вот когда есть игровой процесс — он отвлекает от качества картинки и VR работает на все 100, с его полным погружением в 3D, когда высматриваешь цели, крутя головой. Но VR-игр с геймплеем, как ни парадоксально, как раз-таки не хватает. Тем не менее, они постепенно появляются и уже можно купить например Subnautica и Ark Survival — обе в раннем доступе, но обе эти игры изначально разрабатывались как игры с геймплеем, а поддержка VR была добавлена потом. Совсем недавно, пока я лениво пишу эту статью, в стиме появился Serious Sam VR – и это почти что шедевр от жанра шутеров!
Просто взять в руки Окулус и сразу окунуться в бесконечный виртуальный мир не получается — просто готового контента для этого сейчас мало, качество у него как у обычных техно-демок, и всё дорого. Но не смотря на все эти недостатки, я продолжил пользоваться очками - и сейчас могу сказать, что я очень доволен покупкой и Oculus полюбил!
- Ну, всякое могло случиться. Вспышки на солнце, неполадки со спутником, а может, она просто его выключила.
[Грубо стучит спутниковым телефоном по стенке кузова]
- Прекрати! Нежнее... Полюби его!
- Зазвонит — полюблю!
- Не полюбишь — не зазвонит.
//Малькольм нервно пытается дозвониться до Сары, тайно уехавшей в парк Юрского периода. Небольшой диалог о технологиях.
После того как все демки у меня кончились (они тоже не мусор, а очень даже впечатляют и дают надежду на будущее), первым делом я попробовал смотреть фильмы в 3D, в режиме виртуального кинотеатра. Этот режим не обязательно означает, что вокруг вас будет какое-то окружение, кинозал и тому подобное — главное, что перед вами висит огромный, гибко настраиваемый экран и на нем воспроизводится фильм с потрясающим 3D-эффектом! Звук в наушниках версии Oculus CV1 оказался даже лучше чем в моих обычных (не самых дешевых). Пожалуй даже лучше чем я вообще в каких-либо наушниках слышал (сейчас налетят меломаны и знатоки звука и скажут, что я не прав), но я говорю честно.
Для просмотра использовал программу
Я посмотрел Аватар, первый Парк Юрского периода (не понимаю как, но его действительно не плохо адаптировали под 3D), несколько мультфильмов — и все выглядело очень здорово. Низкое разрешение по-началу заметно, но все же оказывается довольно просто забыть о нем, когда начинаешь смотреть фильм. Или играть в полноценную игру (с оговорками). Разрешение очков накладывает на качество картинки определенные ограничения, но если в игре есть качественный антиалиасинг, или если компьютер может потянуть картинку с двойным разрешением (DSR) – изображение получается очень достойное.
Жаль, конечно, что хороших игр до сих пор так мало, а родную поддержку в старые игры их разработчики добавлять не спешат. Но даже там, где совсем никак не поиграть в VR можно найти интересное для этой темы. Больше всего на свете я бы наверное хотел бы поиграть в VR в Ведьмака 3. Там самая потрясающая графика, пейзажи и виды в целом на данный момент. Но если и прикрутят какую-нибудь поддержку VR на костылях - камера в этой игре совершенно несовместима с VR, к сожалению. НО. В Ведьмаке 3 работает замечательная технология, NVIDIA Ansel, которая позволяет снимать любые скриншоты. Перехватывается управление камерой, можно выбрать любой удачный вид, взлететь под небо, настроить уйму фильтров и сделать скриншот даже на повышенных настройках графики, хоть в 8К разрешении! А также стерео-скриншот в 360 градусов! В 8К разрешении! Я сделал небольшую галерею таких скриншотов и в Окулусе это выглядит феноменально! Правда, после еще больше хочется Ведьмака 3 в VR, а нету...
-Скачать галерею можно
На этом бы положительные эмоции могли закончиться, и оставалось бы только ждать официальной поддержки VR в настоящих играх (Fallout 4 вот обещают к примеру). Но я набрел в интернете на развивающийся платный проект
Это драйвера и ПО, которое позволяет использовать очки виртуальной реальности в старых 3D-играх. Список «Supported Games» на сайте этого проекта, скажу сразу, не вполне честный, поскольку там обозначены вообще все игры, которые хотя бы просто запускаются в какой-либо версии VR-очков. Игр с полноценной поддержкой Oculus Rift CV1 там не много. Интерфейс ведь к примеру никто не делал с расчетом на VR.
Кто-то может сказать, что старые игры уже не так интересны, но, по-моему они стоят всей этой эпопеи и всех трат!
Metro 2033 и Last Light, оригинальные, в режиме DX9. Oblivion, Fallout New Vegas. BioShock Infinite. Black Mesa и Half Life 2. Это те игры, которые поддерживают VR почти идеально, на 9 из 10, если считать за 10/10 нормальную официальную поддержку, как в каком-нибудь The Vanishing of Ethan Carter VR, The Solus Project или ADRIFT, где всё действительно здорово, кроме геймплея.
Вообще, с VorpX все игры Bethesda хорошо работают — даже Морровинд, но ему нужны пляски с бубном, причем особенно сложные, исходящие из древних ритуалов Эшлендеров. Конкретнее говоря, ему нужен рендер DirectX 9 с кучкой модов.
Согласитесь, этот список игр (он не полный, это только то, что лично я успел опробовать и пройти дальше пролога) — уже гораздо больше впечатляет, нежели демки из официального магазина и пустые бродилки с красивыми пейзажами, не правда ли? На данный момент я прошел по крайней мере на одну треть игры Black Mesa, Half Life 2 и Metro 2033 в VR – эти игры работают отлично. Так что официально заявляю (и ставлю пафосную печать своей скромной персоны), что игры для VR есть! И их даже больше чем для Nintendo Switch и иных консолей на старте. :p
VorpX позволяет запускать старые 3D-игры в VR-очках, предоставляя несколько режимов стереоскопии и управление взглядом через отслеживание позиции очков, вместо мыши. Полноценная поддержка VR получается только тогда, когда драйверами в игре поддерживается режим Geometry 3D и Positional Headtracking. Первое — единственный режим, позволяющий рендерить настоящее, честное 3D изображение с двух камер и настраивать в игре FOV. Второе — отслеживание не только вращения очков, но и горизонтальной позиции, что позволяет не просто осматриваться вокруг, а еще и, к примеру, свеситься за перила или с моста, чтобы посмотреть вниз, или просто осмотреть со всех сторон объект стоя на месте. Прекрасно работает во всех играх Bethesda, начиная с Oblivion. Список игр, который я привел выше — поддерживает по крайней мере Geometry 3D и Rotational Headtracking, Positional Headtracking встречается реже всего.
К сожалению, остаются две большие проблемы:
-Некорректная работа теней и отражений (не везде, но часто тени и отражения зависят от положения камеры и от того сильно деформируются и прыгают при рендере сразу двух камер).
-Не оптимизированный под VR интерфейс, обрезающийся в VR. Тоже не везде, поскольку в Метро например изначально в игре есть режим без интерфейса и разработчики предполагали, что кто-то будет играть пользуясь только часами на руке главного героя и дневником — все это игровые объекты, а не двумерный интерфейс, такие штуки работают в 3D исправно. А в BioShock Infinite интерфейс можно подвинуть в нужное место и в VR его тоже будет хорошо видно.
Сколько я ни бился, но на 10 из 10 поддержки VR от какой-либо старой игры с VorpX добиться не получилось. Просто так запустить игру с VorPX и играть как на консолях не получиться — ПК-гейминг он весь в настройках! Как минимум часто приходится отключать тени и настраивать под себя FOV, ставить моды. Но то, что есть, уже впечатляет и это именно то, чего я хотел от Окулуса. :)
В итоге не смогу рекомендовать версию CV1 к покупке, без множества оговорок — но так, если вы готовы потратиться еще и на сторонние драйвера (стоимость обычной современной ААА-игры, не более), а самое главное, перейти через укачивание и возиться часами с настройкой — Oculus Rift, скажу вам, это вещь! Драйвера для адаптации старых игр заметно развиваются, на горизонте маячат полноценные VR-версии Fallout 4, The Long Dark, Project Cars 2 и Gran Turismo Sport, Star Citizen, Xplane 11 (симулятор гражданской авиации) и другие.
Анонсировали мод VR для Half Life 2, который позволит играть с совсем уж идеальной поддержкой VR и уже доступен мод на DOOM3, который в VR тоже выглядит великолепно. Вообще забавно, что как на заре 3D-игр правили Quake, Doom, Half Life, Serios Sam – так и сейчас именно эти игры энтузиасты охотнее всего адаптируют под VR, с полноценной поддержкой.
Так что с будущим VR у нас все довольно не плохо. Но учтите, что если купите очки - использовать их будете гораздо реже, чем просто играть в игры, как раньше. На дальнюю полку они не откладываются, но вот в выдвижном ящичке у меня в компьютерном столе томятся, показываясь на свет где-то пару раз в неделю. (В основном по выходным, вечером после работы глаза устают. Впрочем, это моя проблема, вероятно).
В любом случае, не злоупотребляйте.